ГБОУ "СШ №99 г.о. Макеевка"
Макеевка, Донецкая Народная Республика
  • Информационная безопасность

    Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей. Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц. Вторая цель ИБ – защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.Информационная безопасность в современной образовательной среде в соответствии с действующим законодательством предусматривает защиту сведений и данных, относящихся к следующим трем группам:

    • персональные данные и сведения, которые имеют отношения к учащимся, преподавательскому составу, персоналу организации, оцифрованные архивные документы;
    • обучающие программы, базы данных, библиотеки, другая структурированная информация, применяемая для обеспечения учебного процесса;
    • защищенная законом интеллектуальная собственность.

    Детские безопасные сайты

    1. Сайт "Азбука цифрового мира"
    2. Сайт "Подросток и закон"
    3. Баннер акции «Мы – ЗА безопасный Интернет»
    4. Ссылка на видеоролик о защите детских персональных данных.
    5. Правила безопасности в сети Интернет для тебя и твоих друзей
    6. Видеоурок "Что ты знаешь о защите персональных данных?" (подготовлен Роскомнадзором для детей, родителей и преподавателей)
    7. Памятка для обучающихся об информационной безопасности детей (разработана Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества)
    8. Информационная памятка для обучающихся по безопасной работе в сети Интернет (разработана Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества)
    9. Безопасный интернет – детям
    10. Безопасное селфи
    11. 10 правил безопасности для детей в интернете
    12. Книга «Азбука защиты информации» (написана Галиной Эдуардовной Курис, учителем информатики начальной школы ЦО N 1840 г. Москвы совместно с сотрудниками «Лаборатории Касперского» – известного производителя компьютерной защиты от вирусов и спама; ориентирована на детей младшего школьного возраста)
    13. Презентация «Береги ПД смолоду» (разработана Роскомнадзором для детей и подростков)
    14. Система консультативной помощи подросткам и родителям в области информационной безопасности в сети Интернет "Твой безопасный кибермаршрут" (ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»)
    15. Презентация "Безопасность детей в интернете" (разработана Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества)
    16. Методическое пособие по выявлению признаков риска поведения

    Родителям

    Угрозы информационной безопасности

    Спецификой обеспечения ИБ в информационных учреждениях является состав характерных угроз. К ним относится не только возможность хищения или повреждения данных хакерами, но также деятельность учащихся. Подростки могут сознательно или ненамеренно повредит оборудование или заразить систему вредоносными программами.

    Угрозам намеренного или ненамеренного воздействия могут подвергаться следующие группы объектов:

    • компьютерное и другое оборудование образовательной организации, в отношении которого возможны воздействия вредоносного ПО, физические и другие воздействия;
    • программное обеспечение, применяемое в учебном процессе или для работы системы;
    • данные, которые хранятся на жестких дисках или портативных носителях;
    • дети и подростки, которые могут подвергаться стороннему информационному воздействию;
    • персонал, поддерживающий работу ИТ-системы.

    Угрозы информационной безопасности образовательного учреждения могут носить непреднамеренный и преднамеренный характер. К угрозам первого типа относятся:

    • аварии и чрезвычайные ситуации – затопление, отключение электроэнергии и т. д.;
    • программные сбои;
    • ошибки работников;
    • поломки оборудования;
    • сбои систем связи.

    Особенностью непреднамеренных угроз является их временное воздействие. В большинстве случаев результаты их реализации предсказуемы, достаточно эффективно и быстро устраняются подготовленным персоналом.

    Намного более опасными являются угрозы информационной безопасности намеренного характера. Обычно результаты их реализации невозможно предвидеть. Намеренные угрозы могут исходить от учащихся, персонала организации, конкуренты, хакеры. Лицо, осуществляющее преднамеренное воздействие на компьютерные системы или программное обеспечение, должно быть достаточно компетентным в их работе. Наиболее уязвимыми являются сети с удаленным в пространстве расположением компонентов. Злоумышленники могут достаточно легко нарушать связи между такими удаленными компонентами, что полностью выводит систему из строя.

    Существенную угрозу представляет хищение интеллектуальной собственности и нарушение авторских прав. Также внешние атаки на компьютерные сети образовательной организации могут предприниматься для воздействия на сознание детей. Наиболее серьезная угроза – возможность вовлечения детей в криминальную или террористическую деятельность.

    Угрозы информационной безопасности

    Спецификой обеспечения ИБ в информационных учреждениях является состав характерных угроз. К ним относится не только возможность хищения или повреждения данных хакерами, но также деятельность учащихся. Подростки могут сознательно или ненамеренно повредит оборудование или заразить систему вредоносными программами.

    Угрозам намеренного или ненамеренного воздействия могут подвергаться следующие группы объектов:

    • компьютерное и другое оборудование образовательной организации, в отношении которого возможны воздействия вредоносного ПО, физические и другие воздействия;
    • программное обеспечение, применяемое в учебном процессе или для работы системы;
    • данные, которые хранятся на жестких дисках или портативных носителях;
    • дети и подростки, которые могут подвергаться стороннему информационному воздействию;
    • персонал, поддерживающий работу ИТ-системы.

    Угрозы информационной безопасности образовательного учреждения могут носить непреднамеренный и преднамеренный характер. К угрозам первого типа относятся:

    • аварии и чрезвычайные ситуации – затопление, отключение электроэнергии и т. д.;
    • программные сбои;
    • ошибки работников;
    • поломки оборудования;
    • сбои систем связи.

    Особенностью непреднамеренных угроз является их временное воздействие. В большинстве случаев результаты их реализации предсказуемы, достаточно эффективно и быстро устраняются подготовленным персоналом.

    Намного более опасными являются угрозы информационной безопасности намеренного характера. Обычно результаты их реализации невозможно предвидеть. Намеренные угрозы могут исходить от учащихся, персонала организации, конкуренты, хакеры. Лицо, осуществляющее преднамеренное воздействие на компьютерные системы или программное обеспечение, должно быть достаточно компетентным в их работе. Наиболее уязвимыми являются сети с удаленным в пространстве расположением компонентов. Злоумышленники могут достаточно легко нарушать связи между такими удаленными компонентами, что полностью выводит систему из строя.

    Существенную угрозу представляет хищение интеллектуальной собственности и нарушение авторских прав. Также внешние атаки на компьютерные сети образовательной организации могут предприниматься для воздействия на сознание детей. Наиболее серьезная угроза – возможность вовлечения детей в криминальную или террористическую деятельность.

    Памятка для обучающихся об информационной безопасности детей

    Нельзя

    1. Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей);
    2. Открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя;
    3. Грубить, придираться, оказывать давление — вести себя невежливо и агрессивно;
    4. Не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших – всегда спрашивай родителей;
    5. Не встречайся с Интернет-знакомыми в реальной жизни - посоветуйся со взрослым, которому доверяешь.

    Осторожно

    1. Не все пишут правду. Читаешь о себе неправду в Интернете — сообщи об этом своим родителям или опекунам;
    2. Приглашают переписываться, играть, обмениваться – проверь, нет ли подвоха;
    3. Незаконное копирование файлов в Интернете – воровство;
    4. Всегда рассказывай взрослым о проблемах в сети – они всегда помогут;
    5. Используй настройки безопасности и приватности, чтобы не потерять свои аккаунты в соцсетях и других порталах.

    Можно

    1. Уважай других пользователей;
    2. Пользуешься Интернет-источником – делай ссылку на него;
    3. Открывай только те ссылки, в которых уверен;
    4. Общаться за помощью взрослым – родители, опекуны и администрация сайтов всегда помогут.

    Педагогам

    Педагогам про информационную безопасность

    Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и  развитие, то есть о пропаганде различной направленности.

    Понятие информационной безопасности

    Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.

    На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:

    • доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
    • целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
    • конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).

    Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.

    Основные угрозы информационной безопасности

    Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:

    1. Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);
    2. Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;
    3. Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;
    4. Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.

    Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:

    • аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
    • отказы и сбои аппаратуры;
    • ошибки в программном обеспечении;
    • ошибки в работе персонала;
    • помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.

    Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:

    • недовольством служащего своей карьерой;
    • взяткой;
    • любопытством;
    • конкурентной борьбой;
    • стремлением самоутвердиться любой ценой.

    Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя:

    • квалификация нарушителя на уровне разработчика данной системы;
    • нарушителем может быть как постороннее лицо, так и законный пользователь системы;
    • нарушителю известна информация о принципах работы системы;
    • нарушитель выбирает наиболее слабое звено в защите.

    Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.

    Проведем классификацию каналов несанкционированного доступа, по которым можно осуществить хищение, изменение или уничтожение информации:

    Через человека:

    • хищение носителей информации;
    • чтение информации с экрана или клавиатуры;
    • чтение информации из распечатки.

    Через программу:

    • перехват паролей;
    • дешифровка зашифрованной информации;
    • копирование информации с носителя.

    Через аппаратуру:

    • подключение специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;
    • перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи, сетей электропитания и т.д.

    Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.

    Обеспечение информационной безопасности

    Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:

    1. Законодательный. Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п.

    Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации: 

    2. Морально-этический. Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации.

    3. Административный. Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации. Такими документами могут быть:

    • приказ руководителя о  назначении ответственного за обеспечение информационной безопасности;
    • должностные обязанности ответственного за обеспечение информационной безопасности;
    • перечень защищаемых информационных ресурсов и баз данных;
    • инструкцию, определяющую порядок предоставления информации сторонним организациям по их запросам, а также по правам доступа к ней сотрудников организации.

    4. Физический. Механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей.

    5. Аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации).

    Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:

    Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.)
    Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией. 
    Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.
    Использованы контент-фильтры,  для фильтрации сайтов по их содержимому.
    Единая совокупность всех этих мер, направленных на противодействие угрозам безопасности с целью сведения к минимуму возможности ущерба, образуют систему защиты.

    Специалисты, имеющие отношение к системе защиты должны полностью представлять себе принципы ее функционирования и в случае возникновения затруднительных ситуаций адекватно на них реагировать. Под защитой должна находиться вся система обработки информации.

    Лица, занимающиеся обеспечением информационной безопасности, должны нести личную ответственность.

    Надежная система защиты должна быть полностью протестирована и согласована. Защита становится более эффективной и гибкой, если она допускает изменение своих параметров со стороны администратора.

    В заключение своего доклада хотелось бы дать некоторые рекомендации по организации работы в информационном пространстве, чтобы уберечь себя и своих близких от интернет-преступников.

    Рекомендации по организации работы в информационном пространстве

    1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.

    2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.

    3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).

    4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.

    5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.

    6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.

    7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.

    8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.

    9. Не используйте в логине или пароле персональные данные.

    10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.

    11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.

    12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.

    13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.

    14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.

    15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.

    16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.

    17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

    Педагогам про информационную безопасность

    Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и  развитие, то есть о пропаганде различной направленности.

    Понятие информационной безопасности

    Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.

    На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:

    доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
    целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
    конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).
    Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.

    Основные угрозы информационной безопасности

    Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:

    Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);

    Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;

    Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;

    Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.

    Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:

    аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
    отказы и сбои аппаратуры;
    ошибки в программном обеспечении;
    ошибки в работе персонала;
    помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.
    Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:

    недовольством служащего своей карьерой;
    взяткой;
    любопытством;
    конкурентной борьбой;
    стремлением самоутвердиться любой ценой.
    Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя:

    квалификация нарушителя на уровне разработчика данной системы;
    нарушителем может быть как постороннее лицо, так и законный пользователь системы;
    нарушителю известна информация о принципах работы системы;
    нарушитель выбирает наиболее слабое звено в защите.
    Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.

    Проведем классификацию каналов несанкционированного доступа, по которым можно осуществить хищение, изменение или уничтожение информации:

    Через человека:

    хищение носителей информации;
    чтение информации с экрана или клавиатуры;
    чтение информации из распечатки.
    Через программу:

    перехват паролей;
    дешифровка зашифрованной информации;
    копирование информации с носителя.
    Через аппаратуру:

    подключение специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;
    перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи, сетей электропитания и т.д.
    Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.

    Обеспечение информационной безопасности

    Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:

    1. Законодательный . Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п.

    Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации: 

    2. Морально-этический. Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации.

    3. Административный. Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации. Такими документами могут быть:

    приказ руководителя о  назначении ответственного за обеспечение информационной безопасности;
    должностные обязанности ответственного за обеспечение информационной безопасности;
    перечень защищаемых информационных ресурсов и баз данных;
    инструкцию, определяющую порядок предоставления информации сторонним организациям по их запросам, а также по правам доступа к ней сотрудников организации.
    4. Физический. Механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей.

    5. Аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации).

    Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:

    Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.) 
    Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией. 
    Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.
    Использованы контент-фильтры,  для фильтрации сайтов по их содержимому.
    Единая совокупность всех этих мер, направленных на противодействие угрозам безопасности с целью сведения к минимуму возможности ущерба, образуют систему защиты.

    Специалисты, имеющие отношение к системе защиты должны полностью представлять себе принципы ее функционирования и в случае возникновения затруднительных ситуаций адекватно на них реагировать. Под защитой должна находиться вся система обработки информации.

    Лица, занимающиеся обеспечением информационной безопасности, должны нести личную ответственность.

    Надежная система защиты должна быть полностью протестирована и согласована. Защита становится более эффективной и гибкой, если она допускает изменение своих параметров со стороны администратора.

    В заключение своего доклада хотелось бы дать некоторые рекомендации по организации работы в информационном пространстве, чтобы уберечь себя и своих близких от интернет-преступников.

    Рекомендации по организации работы в информационном пространстве

    1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.

    2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.

    3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).

    4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.

    5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.

    6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.

    7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.

    8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.

    9. Не используйте в логине или пароле персональные данные.

    10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.

    11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.

    12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.

    13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.

    14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.

    15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.

    16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.

    17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

    Методические и справочные материалы

    Классный час  «Безопасный интернет в начальной школе»

    Цель:Познакомить учащихся с  опасностями, которые подстерегают их в сети Интернет,  и помочь избежать этих опасностей.

    Задачи:  познакомить с правилами поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности; способствовать расширению кругозора учащихся.

    Форма:  беседа.

    Ход занятия

    I. Организация класса

    2.Сообщение темы

    Учитель: Сегодня мы поговорим на очень важную для всех нас тему.

    Я вам загадываю загадки, а вы отвечаете.

    1.Что за чудо-агрегат

    Может делать все подряд -

    Петь, играть, читать, считать,

    Самым лучшим другом стать? (Компьютер.)

    2.Не зверушка, не летаешь, а по коврику скользишь

    И  курсором управляешь.

     Ты – компьютерная... (мышь).

    3.Сетевая паутина оплела весь белый свет,

     Не пройти детишкам мимо.

     Что же это? (Интернет).

    – Кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня на классном часе? О компьютере, интернете, безопасности в интернете.

    Тема классного часа«Безопасность в Интернете».

    Целеполагание: Какие цели поставим перед собой сегодня на уроке? Компьютер и Интернет приносят пользу или вред? Какой вред может нанести компьютер и Интернет человеку? Можно ли пользоваться Интернетом так, чтобы было безопасно?

    Работа по теме.

    Учитель. Ещё несколько десятков лет назад компьютер был диковинкой, а сегодня он стал доступен обычной семье.

    -Ребята у кого дома есть компьютер? Кто им пользуется?

    -А как вы пользуетесь компьютером? (Слушаем музыку, играем, выполняем задания, готовим сообщения).

    Каждое современное предприятие внедряет компьютерные технологии в производственный процесс.

    -Ребята, где вы видели компьютер? (В школе, банках, магазинах, поликлинике, на работе у родителей).

    2. Работа в парах.

    1. Что такое Интернет для вас? (дети высказываются). После обсуждения на доске появляются таблички («Средство для поиска информации», «Место, где можно играть», «Большой магазин», «Источник учебной информации», «Средство для поиска друзей, место общения»).

    2. Какие угрозы вас могут ожидать при работе в сети Интернет?

    (1. Угроза заражения вредоносным программами. 2. Доступ к нежелательной информации. 3. Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. 4. Неконтролируемые покупки).

                  - Что такое Интернет?

    Интернет – обширная информационная система, которая стала наиболее важным изобретением в истории человечества. Хотя сеть интернет построена на основе компьютеров, программ и линий связи, в действительности она представляет собой систему взаимодействия людей и информации. Это всемирная электронная сеть информации(паутина), которая соединяет всех владельцев компьютеров, подключенных к этой сети. Сеть Интернет представляет собой информационную систему связи общего назначения. Получив доступ к сети, можно сделать многое. При помощи Интернета можно связаться с человеком, который находится, на другом конце света. В Интернете собрана информация со всего мира.

    - Как вы понимаете значение слова безопасность?

    Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз. Положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь или чему-нибудь.

    - Что вы понимаете под угрозой?

    Угроза – запугивание, обещание причинить кому-нибудь неприятность, зло.

    (После обсуждения на доске появляется определение).

    - Откуда может исходить угроза в Интернете? (ответы детей)

    (от взрослых, сверстников при личном общении, через мобильную связь, через Интернет).

     Часто в Интернете встречаются материалы, которые противоречат закону, нарушают права и достоинство человека.

    Наш классный час направлен на то, чтобы помочь вам сориентироваться в Интернете, научиться извлекать из общения с ним пользу. Мы поговорим с вами о том, как защититься от Интернет-угроз, о безопасности, бдительности, познакомимся с правилами сетевого общения.

    Классный час на тему: «Информационная безопасность несовершеннолетних»

    Цель: научить подростков правильно пользоваться интернетом; познакомить детей с опасностями сети Интернет; дать рекомендации по безопасному использованию всемирного источника информации.

    Задачи:

    - выявить отношение подростков к интернету;
    - сформировать у подростков знания правильного поиска информации в интернете;
    - проинформировать подростков об отрицательных и положительных сторонах интернета;

    - развивать умения видеть положительные и негативные стороны в работе с компьютером,

    Ход мероприятия

    1.Организационный момент

    Учитель: Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угроз. Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них - дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины. Очень большое внимание при работе с интернетом необходимо уделять именно вопросам безопасности. И ответить на вопросы: «Какие опасности подстерегают нас в интернете?» и «Как их избежать?» нам поможет этот классный час.

    «Нам в интернете всё знакомо! Мы в интернете словно дома!»

    Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

    Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации

    А сейчас предлагаю вам проверить готовность к интернету и выполнить простой тест.

    Тест на знание правил поведения в интернете:

    1) Новый друг, в чьих данных указан тот же возраст, что и у тебя, предлагает тебе обменяться фотографиями.

    A) Попрошу его фото, и потом отправлю своё.

    B) Посоветуюсь с родителями.

    2)В чате тебя обозвали очень грубыми словами.

    A) Скажу в ответ: «Сам дурак».

    B) Прекращу разговор с этим человеком.

    3)Знакомый предложил разослать телефон и адрес «плохой девочки», чтобы все знали о ней.

    A) Потребую доказательств, что она плохая.

    B) Сразу откажусь.

    4)Пришло сообщение с заголовком «От провайдера» – запрашивают твой логин и пароль для входа в Интернет.

    A) Вышлю только пароль: они сами должны знать логин.

    B) Отмечу письмо как Спам.

    Посчитай, сколько получилось ответов «А» и сколько «B».

    4 «А» - Тебе ещё многому надо научиться.

    3 «А» и 1 «В» - Внимательно прочитай памятку по безопасному поведению в интернете.

    2 «А» и 2 «В» - Неплохо, но ты защищён лишь наполовину.

    1 «А» и 3 «В» - Ты почти справился, но есть слабые места.

    4 «В» - Молодец! К интернету готов!

    Обсуждение вопроса: «Какие опасности подстерегают нас в интернете?

    - Угроза заражения вредоносным программным обеспечением;

    - Доступ к нежелательному содержимому;

    - Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты;

    - Неконтролируемые покупки;

    - Интернет-зависимость;

    - Интернет – преступники и их деятельность в сети.

    Учитель: Вот сколько опасностей подстерегает нас в интернете, давайте с вами подумаем и обсудим, что делать и как всего этого избежать.

    1. Спрашивай взрослых

    2. Установи фильтр

    3. Не спеши открывать файлы

    4. Не спеши отправлять SMS

    5. Осторожно с незнакомыми

    6. Будь дружелюбен

    7. Не рассказывай о себе

    Учитель: Интернет прочно вошел в жизнь практически каждого человека. Очень многие уже не представляют свою жизнь без этого достижения техники. Однако это достижение рождает множество проблем, которые требуют незамедлительного решения.

    «Интернет зависимость» – это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями.

    Некоторые признаки виртуальной зависимости:

    · Пристрастие к виртуальным знакомствам – избыточность знакомых и друзей в сети Интернет.

    · Навязчивая потребность в сети – игра в онлайновые азартные игры.

    · Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

    Тест на интернет - зависимость

    Ответы на каждый вопрос даются по пятибалльной шкале:
    1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда.

    1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?
    2. Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети?
    3. Как часто Вы предпочитаете развлечения в интернете общению с друзьями?
    4. Как часто Вы строите новые отношения с друзьями по сети?
    5. Как часто Ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, что Вы проводите в сети?
    6. Как часто из-за времени, проведенном в сети страдает Ваше образование и/или работа?
    7. Как часто Вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
    8. Как часто страдает Ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования интернета?
    9. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делали в сети?
    10. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об интернете?
    11. Как часто Вы чувствуете приятное предвкушение от предстоящего выхода в сеть?
    12. Как часто Вы боитесь, что жизнь без интернета станет скучной, пустой и безынтересной?
    13. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас, когда Вы находитесь в сети?
    14. Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети?
    15. Как часто Вы чувствуете, что поглощены интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что Вы там?
    16. Как часто вы замечаете свои слова «еще пару минут…», когда находитесь в сети?
    17. Как часто Вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети?
    18. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?
    19. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?
    20. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в интернет?

    Теперь подсчитайте общую сумму баллов.

    При сумме баллов 50-79 стоит учитывать серьезное влияние интернета на вашу жизнь.
    При сумме баллов 80 и выше, у Вас с высокой долей вероятности интернет-зависимость и Вам необходима помощь специалиста.

    Рекомендации подросткам

    1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек становится совершеннее.

    2. Определите свое место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.

    3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!

    4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.

    5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, – нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

    6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

    7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

    8. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.

    9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

    10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».

    11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.

    Учитель: Интернет - это прекрасное место для общения, обучения и отдыха. Но стоит понимать, что, как и наш реальный мир, всемирная паутина может быть и весьма опасна.

    Самостоятельная работа по группам: «Плюсы» и «минусы» Интернета

    Задание: ученикам предлагается самим подумать и перечислить положительные и отрицательные стороны Интернета. Например, в интернете можно найти: прогноз погоды, новости, чат, магазины и др.

    Заполняется таблица.

    Положительные моменты интернета:

    – развитие технического прогресса;

    – доступ к разнообразной информации;

    – доступность и легкость покупок.

    Отрицательные моменты интернета:

    – широкие знакомства – зависимость;

    – теряется навык реального общения;

    – портится язык (словарный запас);

    – меняются цели человека;

    – виртуальная реальность замещает действительную.

    Подведем итоги классного часа.

    научить подростков правильно пользоваться интернетом; познакомить детей с опасностями сети Интернет; дать рекомендации по безопасному использованию всемирного источника информации.

    Задачи:

    - выявить отношение подростков к интернету;
    - сформировать у подростков знания правильного поиска информации в интернете;
    - проинформировать подростков об отрицательных и положительных сторонах интернета;

    - развивать умения видеть положительные и негативные стороны в работе с компьютером,

    Ход мероприятия

    1.Организационный момент

    Учитель: Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угроз. Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них - дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины. Очень большое внимание при работе с интернетом необходимо уделять именно вопросам безопасности. И ответить на вопросы: «Какие опасности подстерегают нас в интернете?» и «Как их избежать?» нам поможет этот классный час.

    «Нам в интернете всё знакомо! Мы в интернете словно дома!»

    Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

    Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации

    А сейчас предлагаю вам проверить готовность к интернету и выполнить простой тест.

    Тест на знание правил поведения в интернете:

    1) Новый друг, в чьих данных указан тот же возраст, что и у тебя, предлагает тебе обменяться фотографиями.

    A) Попрошу его фото, и потом отправлю своё.

    B) Посоветуюсь с родителями.

    2) В чате тебя обозвали очень грубыми словами.

    A) Скажу в ответ: «Сам дурак».

    B) Прекращу разговор с этим человеком.

    3)Знакомый предложил разослать телефон и адрес «плохой девочки», чтобы все знали о ней.

    A) Потребую доказательств, что она плохая.

    B) Сразу откажусь.

    4) Пришло сообщение с заголовком «От провайдера» – запрашивают твой логин и пароль для входа в Интернет.

    A) Вышлю только пароль: они сами должны знать логин.

    B) Отмечу письмо как Спам.

    Посчитай, сколько получилось ответов «А» и сколько «B».

    4) «А» - Тебе ещё многому надо научиться.

    3) «А» и 1 «В» - Внимательно прочитай памятку по безопасному поведению в интернете.

    2) «А» и 2 «В» - Неплохо, но ты защищён лишь наполовину.

    1) «А» и 3 «В» - Ты почти справился, но есть слабые места.

    4) «В» - Молодец! К интернету готов!

    Обсуждение вопроса: «Какие опасности подстерегают нас в интернете?

    - Угроза заражения вредоносным программным обеспечением;

    - Доступ к нежелательному содержимому;

    - Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты;

    - Неконтролируемые покупки;

    - Интернет-зависимость;

    - Интернет – преступники и их деятельность в сети.

    Учитель: Вот сколько опасностей подстерегает нас в интернете, давайте с вами подумаем и обсудим, что делать и как всего этого избежать.

    1. Спрашивай взрослых

    2. Установи фильтр

    3. Не спеши открывать файлы

    4. Не спеши отправлять SMS

    5. Осторожно с незнакомыми

    6. Будь дружелюбен

    7. Не рассказывай о себе

    Учитель: Интернет прочно вошел в жизнь практически каждого человека. Очень многие уже не представляют свою жизнь без этого достижения техники. Однако это достижение рождает множество проблем, которые требуют незамедлительного решения.

    «Интернет зависимость» – это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями.

    Некоторые признаки виртуальной зависимости:

    · Пристрастие к виртуальным знакомствам – избыточность знакомых и друзей в сети Интернет.

    · Навязчивая потребность в сети – игра в онлайновые азартные игры.

    · Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

    Тест на интернет - зависимость

    Ответы на каждый вопрос даются по пятибалльной шкале:
    1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда.

    1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?
    2. Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети?
    3. Как часто Вы предпочитаете развлечения в интернете общению с друзьями?
    4. Как часто Вы строите новые отношения с друзьями по сети?
    5. Как часто Ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, что Вы проводите в сети?
    6. Как часто из-за времени, проведенном в сети страдает Ваше образование и/или работа?
    7. Как часто Вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
    8. Как часто страдает Ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования интернета?
    9. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делали в сети?
    10. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об интернете?
    11. Как часто Вы чувствуете приятное предвкушение от предстоящего выхода в сеть?
    12. Как часто Вы боитесь, что жизнь без интернета станет скучной, пустой и безынтересной?
    13. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас, когда Вы находитесь в сети?
    14. Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети?
    15. Как часто Вы чувствуете, что поглощены интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что Вы там?
    16. Как часто вы замечаете свои слова «еще пару минут…», когда находитесь в сети?
    17. Как часто Вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети?
    18. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?
    19. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?
    20. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в интернет?

    Теперь подсчитайте общую сумму баллов.

    При сумме баллов 50-79 стоит учитывать серьезное влияние интернета на вашу жизнь.
    При сумме баллов 80 и выше, у Вас с высокой долей вероятности интернет-зависимость и Вам необходима помощь специалиста.

    Рекомендации подросткам

    1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек становится совершеннее.

    2. Определите свое место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.

    3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!

    4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.

    5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, – нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

    6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

    7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

    8. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.

    9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

    10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».

    11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.

    Учитель: Интернет - это прекрасное место для общения, обучения и отдыха. Но стоит понимать, что, как и наш реальный мир, всемирная паутина может быть и весьма опасна.

    Самостоятельная работа по группам: «Плюсы» и «минусы» Интернета

    Задание: ученикам предлагается самим подумать и перечислить положительные и отрицательные стороны Интернета. Например, в интернете можно найти: прогноз погоды, новости, чат, магазины и др.

    Заполняется таблица.

    Положительные моменты интернета:

    – развитие технического прогресса;

    – доступ к разнообразной информации;

    – доступность и легкость покупок.

    Отрицательные моменты интернета:

    – широкие знакомства – зависимость;

    – теряется навык реального общения;

    – портится язык (словарный запас);

    – меняются цели человека;

    – виртуальная реальность замещает действительную.

    Подведем итоги классного часа.

    Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей интернета и причинения возможного ущерба, вы должен предпринимать следующие меры предосторожности при работе в интернете:

    • Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга.

    • Используйте нейтральное экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить, и пр.

    • Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым.

    • Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу.

    • Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.

    • Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.

    • Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об этом родителям.

    Просмотр видеролика.

    3. Назовите несколько правил безопасности при работе в сети Интернет.

    Не сообщайте свой электронный адрес никому, кроме людей, которым доверяете.

    Тщательно обдумайте, какую информацию о себе загружать в Интернет.

     Осторожно подходите к выбору друзей, не принимайте все заявки подряд для количества.

    Не открывайте доступ к своим личным страничкам незнакомым людям. Обязательно установите антивирус, обновляйте их базы.

    Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми.

    Нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работыпапы  или мамы и т.д.;)

    Основные правила на доске:

    1. Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми.

    2. Нельзя сообщать свои личные данные.

    3. Установите антивирус.

    4. Не запускайте неизвестные файлы.

    5. Не открывайте письма от незнакомцев.

    Работа в группах

    Вначале занятия, мы говорили  о том, полезен интернет или нет. Давайте еще раз вспомним полезные и отрицательные  стороны интернета.

     Я предлагаю рабочим  группам приступить к обсуждению. Одна группа выстраивает  позицию и доказывает о «Плюсах интернета». Вторая группа отстаивает точку зрения «Минусы интернета». 

    Посовещайтесь несколько минут, запишите на бумаге слова защиты в свою пользу, а затем мы выслушаем обе стороны. Каждая группа отстаивает свою точку зрения. Записывает ответы на стикерах и приклеивает к плакату.

    (Карточки прикреплены к доске, ниже дети записывают варианты своих ответов)

    «Здоровье и Интернет»

    «Время и Интернет»

     «Игры и Интернет»

    «Образование и Интернет»

    «Интернет и Общение»

    «Здоровье»

    Испортится зрение.

    Народные рецепты

    Можно получить облучение.

    Можно посмотреть как использовать и для чего нужно это лекарство.

    Нарушается осанка.

    Отсутствие  прогулки

    «Время»

    Забыл сделать домашнюю работу

    Быстрый поиск (экономия)

    Забыл поесть

    Получаешь быстрый ответ на свой вопрос

    Не погулял

    Заигрался

    «Игры и Интернет»

    Время

    Развивающие

    Агрессия

    Командный дух

    Безразличие к судьбе героя игры

    Логика

    «Интернет и Образование»

    Копирование информации.

    Бесплатное обучение

    Интернет не сможет объяснить как учитель, разными способами

    Подготовка к конкурсам, поиск информации, фото.

    Углубленное изучение предметов

    Вопросы по хобби

    Электронная библиотека

    «Интернет и Общение»

    Отсутствует настоящее   общение

    Быстрота ответов при разговоре, несмотря на расстояние

    Опасные незнакомцы

    Новые знакомства

    Можно не только поговорить, но и увидеть своего собеседника

    5 . Рефлексия

    - Молодцы. Мы выслушали разные мнения и задали друг другу много вопросов. Согласимся, что Интернет даёт нам много возможностей, НО станет Интернет другом вам или врагом - зависит только от вас.

    – Главное – правильно им воспользоваться.

    - Наша встреча подошла к концу мне хочется,  чтобы вы выразили свое отношение к уроку при помощи жетонов. Вы сможете подойти к нашему сундучку и выбрать себе жетон.  Если Вы считаете занятие полезным, выбирайте – желтый цвет, если счи

    Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей интернета и причинения возможного ущерба, вы должен предпринимать следующие меры предосторожности при работе в интернете:

    • Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга.

    • Используйте нейтральное экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить, и пр.

    • Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым.

    • Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу.

    • Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.

    • Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.

    • Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об этом родителям.

    Просмотр видеролика.

    3. Назовите несколько правил безопасности при работе в сети Интернет.

    Не сообщайте свой электронный адрес никому, кроме людей, которым доверяете.

    Тщательно обдумайте, какую информацию о себе загружать в Интернет.

     Осторожно подходите к выбору друзей, не принимайте все заявки подряд для количества.

    Не открывайте доступ к своим личным страничкам незнакомым людям. Обязательно установите антивирус, обновляйте их базы.

    Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми.

    Нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работыпапы  или мамы и т.д.;)

    Основные правила на доске:

    1. Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми.

    2. Нельзя сообщать свои личные данные.

    3. Установите антивирус.

    4. Не запускайте неизвестные файлы.

    5. Не открывайте письма от незнакомцев.

    Работа в группах

    Вначале занятия, мы говорили  о том, полезен интернет или нет. Давайте еще раз вспомним полезные и отрицательные  стороны интернета.

     Я предлагаю рабочим  группам приступить к обсуждению. Одна группа выстраивает  позицию и доказывает о «Плюсах интернета». Вторая группа отстаивает точку зрения «Минусы интернета». 

    Посовещайтесь несколько минут, запишите на бумаге слова защиты в свою пользу, а затем мы выслушаем обе стороны. Каждая группа отстаивает свою точку зрения. Записывает ответы на стикерах и приклеивает к плакату.

    (Карточки прикреплены к доске, ниже дети записывают варианты своих ответов)

    «Здоровье и Интернет»

    «Время и Интернет»

     «Игры и Интернет»

    «Образование и Интернет»

    «Интернет и Общение»

    «Здоровье»

    Испортится зрение.

    Народные рецепты

    Можно получить облучение.

    Можно посмотреть как использовать и для чего нужно это лекарство.

    Нарушается осанка.

    Отсутствие  прогулки

    «Время»

    Забыл сделать домашнюю работу

    Быстрый поиск (экономия)

    Забыл поесть

    Получаешь быстрый ответ на свой вопрос

    Не погулял

    Заигрался

    «Игры и Интернет»

    Время

    Развивающие

    Агрессия

    Командный дух

    Безразличие к судьбе героя игры

    Логика

    «Интернет и Образование»

    Копирование информации.

    Бесплатное обучение

    Интернет не сможет объяснить как учитель, разными способами

    Подготовка к конкурсам, поиск информации, фото.

    Углубленное изучение предметов

    Вопросы по хобби

    Электронная библиотека

    «Интернет и Общение»

    Отсутствует настоящее   общение

    Быстрота ответов при разговоре, несмотря на расстояние

    Опасные незнакомцы

    Новые знакомства

    Можно не только поговорить, но и увидеть своего собеседника

    5 . Рефлексия

    - Молодцы. Мы выслушали разные мнения и задали друг другу много вопросов. Согласимся, что Интернет даёт нам много возможностей, НО станет Интернет другом вам или врагом - зависит только от вас.

    – Главное – правильно им воспользоваться.

    - Наша встреча подошла к концу мне хочется,  чтобы вы выразили свое отношение к уроку при помощи жетонов. Вы сможете подойти к нашему сундучку и выбрать себе жетон.  Если Вы считаете занятие полезным, выбирайте – желтый цвет

    Полезные ссылки для подготовки и проведения круглых столов, диспутов, бесед и т.д. по вопросам профилактики преступлений в области компьютерных технологий среди несовершеннолетних, проведению уроков информационной безопасности, безопасности персональных данных:

     www.rusla.ru/ Безопасность детей в интернете на сайте можно получить информацию об опасности, которая таится во всемирной паутине.
     www.rusla.ru/  Информационный портал школьных библиотек России содержит  информацию о безопасном и более ответственном использовании онлайн-технологий, особенно среди детей и молодежи по всему миру.
     www.wildwebwoods.org Игра для детей про безопасность в интернете
     www.kaspersky.ru/  Компьютерные угрозы. Интернет и дети. Сайт содержит информацию о защите ребенка при пользовании интернетом.
     www.nedopusti.ru Социальный проект «Не допусти» на сайте указаны горячие линии помощи жертвам интернет – угроз.

    Мероприятия, проекты и программы, направленные на повышение информационной грамотности педагогических работников

    Материалы к урокам безопасного интернета

    Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников

    http://www.ligainternet.ru/news/  мероприятия Лиги безопасного интернета.
    Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей.

    Методические рекомендации

    По обучению обучающихся правилами безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактике интернет-зависмости

    Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения реализации образовательной организацией системы мероприятий, направленных на обучение обучающихся правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактику интернет-зависимости, националистических проявлений в молодежной среде и устранение риска вовлечения подростков в противоправную деятельность.

    Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 No 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

    Задача педагогов состоит в том, чтобы предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у обучающихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:

    школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15-минутные перерывы каждые полчаса;
    ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
    лучше работать за компьютером в первой половине дня;
    комната должна быть хорошо освещена;
    при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;
    расстояние от глаз до монитора – 60 см;
    периодически делать зарядку для глаз.
    В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа воспитания и социализации обучающихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы  осуществляеся информационно-просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет.

    В образовательной организации проводятся занятия для обучающихся по основам информационной безопасности («основы медиа-безопасности»); знакомство  родителей с современными программно-техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводятся мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.

    Вышеуказанные сетевые ресурсы могут быть использованы для проведения педсоветов в образовательной организации по вопросам безопасности детей в сети Интернет.

    В основной школе обучающиеся активно начинают использовать Интернет для разработки школьных проектов. Кроме того, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в онлайновые игры и так далее. Все более часто их любимым способом общения становится мгновенный обмен сообщениями. Для обучающихся этого возраста желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения взрослых, является абсолютно нормальным. Педагогам для обеспечения интернет-безопасности обучающихся 10-15 лет необходимо:

    познакомить обучающихся с ответственным, достойным поведением в Интернете;
    рассказать об основных опасностях и правилах безопасного использования сети Интернет;
    убедить никогда не выдавать личную информацию, в том числе фамилию, имя, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения, по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете;
    объяснить опасность личных встреч с друзьями по Интернету без присутствия взрослых;
    ознакомь с правилами поведения на форумах и чатах, убедить их, что они не должны использовать сеть для хулиганства, распространения угроз другим людям.
    Организуя работу с обучающимися старших классов по безопасному использованию информации в Интернете, следует обратить внимание на неформальные молодежные объединения, которые возникают в образовательной организации. Сетевая безопасность подростков – трудная задача, поскольку об Интернете они знают зачастую больше, чем их родители. Тем не менее, участие взрослых  необходимо:

    беседуйте с подростками об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются. Спрашивайте о людях, с которыми подростки общаются по мгновенному обмену сообщениями, и убедитесь, что эти люди им знакомы.
    интересуйтесь, какими чатами и досками объявлений пользуются подростки, и с кем они общаются. Поощряйте использование модерируемых (контролируемых) чатов и настаивайте, чтобы они не общались с кем-то в приватном режиме.
    настаивайте, чтобы подростки осторожно соглашались или не соглашались вовсе на личные встречи с друзьями из Интернета. Напоминайте, какие опасности это может за собой повлечь.
    убедите подростков никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете. Напоминайте им о последствиях.
    помогите подросткам защититься от спама. Научите их не выдавать в Интернете своего электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
    обсудите с подростками азартные сетевые игры и связанный с ними риск.
    Результатами мероприятий по безопасному использованию Интернета могут стать как бумажные, так и электронные ресурсы, созданные обучающимися: рисунки, сочинения (рассказы, сказки, стихи), буклеты, презентации. Интересной формой представления результатов могут стать театрализованные выступления и видеофильмы обучающихся.

    Для обучающихся старших классов при создании материалов по безопасности можно использовать сервисы Интернета для совместной деятельности. Работа команды обучающихся в этом случае можем проводиться дистанционно. Одним из примеров является схема «Безопасность детей в Интернете»:http://www.mindmeister.com/ru/12485180/

    Рекомендуем обратить внимание на создание условия для ознакомления с результатами творчества обучающихся. Разработанные материалы можно размещать на сайте образовательной организации, в социальных сетях, блогах и сетевых сообществах.

    Для эффективной профилактики интернет-зависимости, профилактики националистических проявлений в молодежной среде и устранения риска вовлечения подростков в противоправную деятельность педагогам необходимо проводить разъяснительную и консультационную работу с родителями обучающихся с целью объяснения правил, рисков предоставления детям средств связи с выходом в Интернет.

    Материалы к урокам безопасного интернета

    Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников

    http://www.ligainternet.ru/news/  мероприятия Лиги безопасного интернета.
    Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей.

    Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок», ориентированный на детей и подростков.
    Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок».
    Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети».
    Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок».
    Методические рекомендации
    По обучению обучающихся правилами безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактике интернет-зависмости

    Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения реализации образовательной организацией системы мероприятий, направленных на обучение обучающихся правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактику интернет-зависимости, националистических проявлений в молодежной среде и устранение риска вовлечения подростков в противоправную деятельность.

    Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 No 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

    Задача педагогов состоит в том, чтобы предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у обучающихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:

    школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15-минутные перерывы каждые полчаса;
    ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
    лучше работать за компьютером в первой половине дня;
    комната должна быть хорошо освещена;
    при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;
    расстояние от глаз до монитора – 60 см;
    периодически делать зарядку для глаз.
    В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа воспитания и социализации обучающихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы  осуществляеся информационно-просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет.

    В образовательной организации проводятся занятия для обучающихся по основам информационной безопасности («основы медиа-безопасности»); знакомство  родителей с современными программно-техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводятся мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.

    Вышеуказанные сетевые ресурсы могут быть использованы для проведения педсоветов в образовательной организации по вопросам безопасности детей в сети Интернет.

    В основной школе обучающиеся активно начинают использовать Интернет для разработки школьных проектов. Кроме того, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в онлайновые игры и так далее. Все более часто их любимым способом общения становится мгновенный обмен сообщениями. Для обучающихся этого возраста желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения взрослых, является абсолютно нормальным. Педагогам для обеспечения интернет-безопасности обучающихся 10-15 лет необходимо:

    познакомить обучающихся с ответственным, достойным поведением в Интернете;
    рассказать об основных опасностях и правилах безопасного использования сети Интернет;
    убедить никогда не выдавать личную информацию, в том числе фамилию, имя, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения, по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете;
    объяснить опасность личных встреч с друзьями по Интернету без присутствия взрослых;
    ознакомь с правилами поведения на форумах и чатах, убедить их, что они не должны использовать сеть для хулиганства, распространения угроз другим людям.
    Организуя работу с обучающимися старших классов по безопасному использованию информации в Интернете, следует обратить внимание на неформальные молодежные объединения, которые возникают в образовательной организации. Сетевая безопасность подростков – трудная задача, поскольку об Интернете они знают зачастую больше, чем их родители. Тем не менее, участие взрослых  необходимо:

    беседуйте с подростками об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются. Спрашивайте о людях, с которыми подростки общаются по мгновенному обмену сообщениями, и убедитесь, что эти люди им знакомы.
    интересуйтесь, какими чатами и досками объявлений пользуются подростки, и с кем они общаются. Поощряйте использование модерируемых (контролируемых) чатов и настаивайте, чтобы они не общались с кем-то в приватном режиме.
    настаивайте, чтобы подростки осторожно соглашались или не соглашались вовсе на личные встречи с друзьями из Интернета. Напоминайте, какие опасности это может за собой повлечь.
    убедите подростков никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете. Напоминайте им о последствиях.
    помогите подросткам защититься от спама. Научите их не выдавать в Интернете своего электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
    обсудите с подростками азартные сетевые игры и связанный с ними риск.
    Результатами мероприятий по безопасному использованию Интернета могут стать как бумажные, так и электронные ресурсы, созданные обучающимися: рисунки, сочинения (рассказы, сказки, стихи), буклеты, презентации. Интересной формой представления результатов могут стать театрализованные выступления и видеофильмы обучающихся.

    Для обучающихся старших классов при создании материалов по безопасности можно использовать сервисы Интернета для совместной деятельности. Работа команды обучающихся в этом случае можем проводиться дистанционно. Одним из примеров является схема «Безопасность детей в Интернете»:http://www.mindmeister.com/ru/12485180/

    Рекомендуем обратить внимание на создание условия для ознакомления с результатами творчества обучающихся. Разработанные материалы можно размещать на сайте образовательной организации, в социальных сетях, блогах и сетевых сообществах.

    Для эффективной профилактики интернет-зависимости, профилактики националистических проявлений в молодежной среде и устранения риска вовлечения подростков в противоправную деятельность педагогам необходимо проводить разъяснительную и консультационную работу с родителями обучающихся с целью объяснения правил, рисков предоставления детям средств связи с выходом в Интернет.

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie